Лексическая тема "Встречаем птиц" (перелетные птицы)


Лексическая тема: «Перелётные птицы»

 Рассказ о птицах

 В природе существует большое разнообразии птиц. Где бы вы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду вы встретите птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

 

Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.

 Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?

 Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.

Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно - лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед - до рыбешек птицам не добраться.

 

Назвать и показать части тела птицы:

- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением.   У птиц есть голова.   У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки.   У птиц есть хвост. У птиц есть клюв.

У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

 

 Назвать перелетных птиц: лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка, гусь, дрозд, чиж, стриж.

 

Игра «Добавь слово»

 У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ноги, а у птицы … лапки.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

 

Игра «Назови детёныша птицы»

грач                         грачонок                    грачата

аист                      -    аистёнок        -              аистята

журавль               -    журавлёнок   -              журавлята

кукушка               -    кукушонок    -              кукушата

скворец                -    скворчонок    -              скворчата

утка                        утенок            -              утята

гусь                      -    гусёнок          -              гусята

 

Упражнение «Назови ласково» (на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

 - У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?

крыло – крылышко                  крылья – крылышки             птенец – птенчик

перо – перышко                       голова – головка                  шея – шейка      

ноги – ножки                            лапы – лапки                        клюв – клювик  

глаз – глазик                            глаза – глазки,                      птенец – птенчик

хвост – хвостик                        гнездо – гнездышко             кукушка – кукушечка

 

 Упражнение «Один — много» (на употребление существительных множественного числа в родительном падеже)

он грач –                    они грачи                -                        много грачей

он  стриж –                они …                      -                         много …

он  аист –                  они …                      -                          много аистов

он скворец                они…                      -                          много…

она ласточка –           они  ласточки          -                      много  …ласточек

она кукушка –           они                       -                         много  …кукушек

 

Игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):

лебедь – нет лебедя               

скворечник — …         

птица — …         

грач — …

журавль — …                        

соловей — …               

перо – …             

аист — …

клюв — …

 

     Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Один соловей — два соловья — пять соловьев

Одна кукушка — две кукушки — пять кукушек

один скворец – два скворца – пять скворцов

(аист, грач, журавль)

 

Игра «Закончи предложение»

 На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда).

На ветке сук, а на ветках ....

В гнезде птенец, а в гнездах — ....

На дворе дерево, а в лесу — ....

 

Упражнение «Небылицы»

- Послушайте  предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца. Тело птицы покрыто шерстью.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Птенцы строят гнезда.

Дети сделали для аистов скворечники.

Скворец живет в будке.

 

Развитие логического мышления

Ласточки улетают на юг раньше, чем журавли.

- Какие птицы улетают первыми? 

- Какие – вторыми?

- Кто за кем?

 

Упражнение «Какая птица?» (подбор слов-признаков)

 Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

 

 Игра «Чем питаются птицы» (образование формы творительного падежа существительных)

 Перелётные птицы питаются (чем?) насекомыми (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами), червяками, ягодами;

Журавли, цапли, аисты питаются (чем?) лягушками, рыбой.

 

Игра «Из двух – одно» (образование сложных прилагательных).

 Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – (длинноногая).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв –  (красноклювый)

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки длинный хвост. Она... (длиннохвостая)

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у гуся  длинная шея. Значит, какой гусь?  (длинношеей.)

Если у утки  плоский клюв. Она какая? (плоскоклювая)

Если у утки лапы с перепонками. Значит они.... (перепончатые)

 

Игра «Чьи крылья?»

У журавля – журавлиные                                   

У гуся - …

У грача - …                                                          

У соловья - …

 

 Закончи предложение словами (длинноногий журавль)

В поле я увидел ... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за ... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный ... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к ... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе ... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о ... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать ... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к ... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за ... (длинноногим журавлем).

 

Игра «Что может делать птица?»

 Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

 

Игра «Кого много в лесу?» (словоизменение)

- В лесу много скворцов.   (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, жаворонок, кукушка)

Одна птица, а много…  (птиц).                          Один птенец, а много (птенцов).

Одно гнездо, а много (гнёзд).                             Один грач, а много…(грачей).

Один лебедь, а много…(лебедей).                     Одна утка, а много…(уток).

Один жаворонок, а много… (жаворонков).       Один гусь, а много…(гусей).

Один скворец, а много… (скворцов).

(Одна ласточка, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло).

 

Игра «4 лишний» (назвать лишнее и объяснить свой выбор)

Ворона, воробей, ласточка, голубь

Скворец, грач, голубь, аист

Индюк, лебедь, петух, гусь.

Кукушка, соловей, грач, курица.

 

Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

 Соловей (поёт)

Ласточка… (щебечет)

Гусь … (гагочет)

Журавль… (курлычет)

Кукушка… (кукует)

Утка (крякает)

 

 

Игра «Улетает – не улетает»

 Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, какая она – перелётная или зимующая: воробей, ласточка, голубь, снегирь, аист, соловей, дятел, скворец, грач, глухарь, ворона, журавль, лебедь, кукушка, синица, утка…

 

Игра «Найди  гнездо каждой птицы» (развитие слоговой структуры слова)

«Отхлопать» название птицы, сосчитать количество слогов

1 слог: грач, гусь;

2 слога: чай-ка,  ут-ка, а-ист, ле-бедь; 

3 слога: ку-куш-ка, лас-точ-ка

 

Прослушай текст. Ответь на вопросы.

 Улетают журавли (И. С. Соколов—Микитов)

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние, теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко летели журавли.

Высоко в небе летели журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

 

• Куда и когда улетают журавли?

• Когда журавли прилетают обратно?

• Где летят журавли?

 

Отгадывание загадок по теме «Перелётные птицы»

 Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

 

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)

 

Детки домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нем певец...

Как зовут его? ... (Скворец)

 

Хвостик - тонкие косицы,

Предсказать погоду может, -

Вам знакома эта птица. (Ласточка)

 

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали...

Кто скажите? ... (Журавли)

 

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (Жаворонок)

 

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

 

Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку.

Что за птица? Знаешь? - ..(Утка)

 

 Пушистый матросик,

Лопаточкой носик.

На ножках коротеньких -

Красные ботинки.  (Утенок)

 

В ледяной воде болота

Целый вечер бродит кто-то,

И не холодно ни капли

Долговязой грустной … (Цапле)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Аппликация "Тарелка витаминов" коллективная работа. Нетрадиционные тахники аппликации.

Аппликация "Новые дома на нашей улице"

Макет по ПДД «Безопасные улицы города»

Проект "МИР СКАЗОВ П.П. БАЖОВА"

Проект «Травнички» подготовительная группа

Экологический проект Огород на окне "Маша и Медведь" средняя группа

Сценарий новогоднего праздника в средней группе. "Новогодние чудеса"

Дистанционное занятие по аппликации, рекомендации по теме "Встречаем птиц" - подготовительная группа

"Обучение основам первоночальной грамоты в старшей группе" Рекомендация для родителей.